История Покровского храма г. Тирасполь

Покровский храм г. ТираспольПра­зд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы обя­зан сво­им по­яв­ле­ни­ем чу­дес­но­му со­бы­тию, ко­то­рое про­из­о­ш­ло, по пре­да­нию, в 910 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле, во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Льва VI Фи­ло­со­фа, по­лу­чив­ше­го свое про­зва­ние за осо­бую лю­бовь к книж­ной муд­рос­ти. Сто­лицу Ви­зан­тии осаж­дали пол­чища вра­гов, в лю­бой мо­мент спо­соб­ных вор­вать­ся в го­род, разру­шить и раз­гра­бить его. По неко­то­рым дан­ным, это были при­шед­шие к Кон­стан­тино­полю сара­цины. Одна­ко часть исто­ри­ков счи­тает, что собы­тия праз­дника имели место в 866 году и опи­сы­вают про­изо­шед­шее с дружи­нами рус­ских кня­зей-ва­ря­гов Ас­кольда и Дира.

Покров Пресвятой БогородицыЕдин­ствен­ным прибе­жищем жите­лей осаж­ден­ного го­рода стал храм, где лю­ди в мо­лит­ве про­си­ли у Бо­га спа­се­ния от вар­ва­ров. В то вре­мя во Вла­хер­н­ском хра­ме был и свя­той юро­ди­вый Ан­д­рей со сво­им уче­ни­ком Епи­фа­ни­ем. И вот свя­той Ан­д­рей уви­дел, как Са­ма Бо­жия Ма­терь, пре­кло­нив ко­ле­ни, мо­ли­ла Гос­по­да о спа­се­нии на­ро­да. По­с­ле че­го по­до­шла к пре­сто­лу и, еще раз по­мо­лив­шись, сня­ла со Сво­ей го­ло­вы омо­фор и про­стер­ла его над мо­ля­щи­ми­ся в хра­ме лю­дь­ми, за­щи­щая их от вра­гов ви­ди­мых и не­ви­ди­мых. По­к­ров в ру­ках Бо­жи­ей Ма­те­ри, окру­жен­ной ан­ге­ла­ми и сон­мом свя­тых, си­ял «па­че лу­чей сол­неч­ных», а ря­дом с Бо­го­ро­ди­цей сто­яли свя­тые Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн и апо­стол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спросил у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Так Пречистая Дева спасла Константинополь от разорения и жителей его от гибели. А пораженные чудом варвары вернулись позже с миром просить Святого Крещения.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых и любимых как во всей Русской Церкви, так и, особенно, в нашем крае. В Приднестровье до революции было 10 Покровских церквей, одна из которых украшала центр Тирасполя. Сейчас же в нашей епархии 13 храмов, молитвенных домов и архиерейских подворий посвящено этому празднику.

А. В. СуворовПокровский храм, ныне при­ни­маю­щий под сво­ими от­ли­ваю­щи­ми не­бес­ной си­не­вой сво­да­ми ве­рую­щих жи­те­лей столь­но­го гра­да Ти­рас­поль, – уже тре­тий по сче­ту. Ис­то­рия пер­во­го хра­ма в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­ча­лась в кон­це XVIII ве­ка. Ко­гда в 1792 году А. В. Су­во­ров по Вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II за­ло­жил на мес­те быв­ше­го ка­зачь­его по­се­ле­ния кре­пость Сре­дин­ную, од­но­вре­мен­но с ее воз­ве­де­ни­ем на­ча­ли стро­ить и хра­мы. Пер­вой, еще в 1792 го­ду, бы­ла по­стро­ена Ни­коль­ская цер­ковь. С 1795 го­да, ког­да фор­штадт при Сре­дин­ной кре­пос­ти стал име­но­вать­ся уезд­ным го­ро­дом Ти­рас­поль, его на­се­ле­ние на­ча­ло быс­тро уве­ли­чи­вать­ся. Воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в воз­ве­де­нии еще од­но­го хра­ма.

В декабре 1798 года святитель Гавриил (Бэнулеску-Бодони), в то время митрополит Новороссийский и Днепровский, дал разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческие православные храмы, по сути, ничем не отличаются от обычных, за исключением того, что прихожане их – старообрядцы, которые при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада преодолели раскол и признали духовную власть Патриарха Московского.

10 декабря 1798 года Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Первая Покровская церковь была деревянной и крытой камышом, но на каменном фундаменте. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Немного раньше, в 1813 году, рядом с ней была заложена новая, каменная Покровская церковь. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина).

Вторая Покровская церковьВторая Покровская церковь была по­стро­е­на ти­рас­поль­ским куп­цом 2-й гиль­дии Ива­ном Рас­три­ги­ным на соб­ствен­ные день­ги. В хра­ме на­хо­дил­ся ан­ти­минс, вы­дан­ный при ос­вя­ще­нии де­ре­вян­ной цер­кви свя­ти­те­лем Гав­ри­ил­ом. Кро­ме то­го, имел­ся и древ­ний ан­ти­минс, ос­вя­щен­ный еще в 1600 го­ду и пе­ре­дан­ный Ки­ев­с­ким мит­ро­по­ли­том Иоси­фом (Не­лю­бо­ви­чем-Ту­каль­ским). В По­кров­ской цер­кви хра­ни­лись та­кие ре­лик­вии, как Еван­ге­лия, на­пе­ча­тан­ные в Мос­кве при Пат­ри­ар­хе Фи­ла­ре­те (1619–1633), в 1658 го­ду при Пат­ри­ар­хе Ни­ко­не (1652–1681), во Льво­ве в 1665 го­ду, а так­же бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, из­дан­ные в на­ча­ле XVIII ве­ка.

С приходом советской власти в Приднестровье, как и по всей России и Украине, стали повсеместно закрывать храмы. Лишь Никольский собор и Покровская церковь действовали до начала 30-х годов. Однако уже в конце марта 1931 года руководством МАССР было принято решение о сносе Покровской церкви. Ее начали разрушать весной 1932 года. Полностью храм был уничтожен в 1934 году – взорван. На его месте был построен летний театр, впоследствии преобразованный в городской Дом культуры.

Новейшая история уже третьего по счету Покровского храма началась в декабре 1988 года, когда митрополит Кишиневский и Молдавский Серапион (Фадеев) направил в Тирасполь протоиерея Михаила Шевчука. Отец Михаил взвалил на свои плечи тяжесть выбивания у советского начальства права на строительство первого после безбожных гонений православного храма не только в Тирасполе, но и во всем Приднестровье. Однако советская власть не собиралась так просто сдаваться, и место под строительство храма хоть и было выделено, но на окраине города, недалеко от ЛТП-4, на месте свалки и возле ручья Светлого, чьи отнюдь не светлые воды теперь регулярно подтопляют подвалы храма.

Поскольку особого выбора не было, пришлось соглашаться и на это. Архитектор А. Н. Черданцев предоставил проект храма, а строить его начали сразу после Пасхи 1989 года. Помогали в благом деле практически все предприятия и организации города, а изголодавшиеся по духовному тираспольчане приходили помочь в строительстве своими руками – подносить на стены кирпичи и раствор.

Поклонный крестПока храм еще толь­ко стро­ил­ся, про­то­ие­рей Миха­ил совер­шал бо­го­слу­же­ния, а так­же мно­го­чис­лен­ные креще­ния и вен­чания в палат­ке на тер­рито­рии хра­ма, на месте кото­рой в 2009 году был уста­нов­лен по­клон­ный крест. Крест этот, уни­каль­ный в сво­ем роде, выпол­нен из де­ре­ва ста­рани­ями ны­не по­кой­но­го на­сто­яте­ля архи­ман­дри­та Васи­лия (Кар­пова), похо­ронен­но­го ря­дом с ним, и изго­тов­лен по об­раз­цу кре­ста, нахо­див­шего­ся в Кре­мле на мес­те муче­ничес­кой кон­чины вели­кого кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­вича Ро­ма­нова, уби­ен­ного в 1905 году, – гене­рал-губер­нато­ра Мос­квы, чело­века глу­бо­кой веры, пра­вед­ной жиз­ни, все­цело отдан­ной служе­нию Оте­чес­тву. Крест тот был соз­дан по про­екту из­вест­но­го рус­ско­го живо­пис­ца В. М. Васне­цова.

26 ноября 1993 года, в день памяти свт. Иоанна Златоуста, был освящен нижний храм Покровской церкви в честь чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, а 13 октября 1998 года, в год двухсотлетия закладки первой Покровской церкви Тирасполя, состоялось освящение престола верхнего храма. Чин великого освящения совершили архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) и епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников).

Еще одно значимое событие в истории Тирасполя, связующее прошлое города с его настоящим, произошло в 2018 году, когда напротив Городского дворца культуры, на месте разрушенной в безбожные годы Покровской церкви, тщанием и молитвами архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы (Волкова) и благодаря помощи столичного градоначальника О. А. Довгопола была воздвигнута часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 14 октября, в день престольного праздника и города Тирасполь, а к часовне верующие, духовенство, представители государственной власти шли крестным ходом от современного Покровского храма. По пути следования к крестному ходу присоединился другой, шедший из кафедрального собора Рождества Христова. У часовни был совершен молебен, и все пришедшие смогли с благодарением вознести молитвы Божией Матери. А также – отдать дань исторической памяти. Ведь, как известно, народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего.