Знаки Типикона

По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжествен-ности богослужения, совершаемого в этот день.

Знаки Типикона:

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла.
Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание.
Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и др.
Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерне появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников.
Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это такие праздники, как обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.
Вседневные (совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова.

Другие классификации

По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с Его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.